Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Выставка "Образование и карьера 2019"
Голосование
Что для вас шестой школьный день?
Всего 39 человек
Голосование
Чем чаще всего вы занимаетесь в свободное время?
Всего 122 человека
Голосование
Нравится ли Вам сайт?
Всего 285 человек

Адаптация и прогноз адаптации

Дата: 18 октября 2015 в 13:50, Обновлено 18 октября 2015 в 13:53

Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

  • - Медицинский прогноз - составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  • - Психолого-педагогический - составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

  • - частые заболевания матери
  • - несоответствие домашнего режима ясельному
  • - токсикоз 2-ой половины беременности
  • - заболевания матери во время беременности
  • - вредные привычки
  • - недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  • - резкие отношения между родителями
  • - раннее искусственное вскармливание
  • - вторая и третья группа здоровья
  • - заболевания ребенка в первый год жизни
  • - отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития – ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Адаптация закончена, если:

  • - у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • - у него отсутствуют заболевания;
  • - есть динамика массы тела;
  • - динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

Готовность родителей

1.Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на  земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы  так не считаете, займитесь аутотренингом – возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен  детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг  общения, а это очень полезно для его развития» – да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в  магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку  возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой  молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановки на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка  общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и  занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает,  как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на  утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите  психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно  больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое  главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Итак:

1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.