Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Выставка "Образование и карьера 2019"
Голосование
Что для вас шестой школьный день?
Всего 39 человек
Голосование
Чем чаще всего вы занимаетесь в свободное время?
Всего 122 человека
Голосование
Нравится ли Вам сайт?
Всего 285 человек

ПРОГРАММА "ШКОЛА-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ" І-я ступень Школа, пропагандирующая здоровье

Дата: 8 ноября 2018 в 10:26

 Настоящая программа составлена на основе инструкции «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования», утверждённой заместителем Министра здравоохранения И.В.Гаевскиого от 22.03.2016 №019-1215

Анализ программ и концепций развития образования позволяет выделить задачи по управлению качеством образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного процесса, которые возможно решить на уровне образовательного учреждения. К таким задачам относятся модернизация образовательного процесса (содержания, структуры, методов и отношений, уклада школьной жизни), подготовка педагогов к решению новых задач.

        Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, созда­ние условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физиче­ского, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформиро­вать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседнев­ной жизни.

Данная Программа разработана с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся путём формирования здоровьесберегающей среды в учреждении образования .

Реализация Программы предусматривает межведомственное взаимодействие учреждения образования  с медицинскими работниками, законными представителями несовершеннолетних, другими заинтересованными лицами и иорганизациями

                Основания для создания программы.

          Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов,  о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

           Для получения статистических данных о здоровье учащихся была изучена экологическая обстановка в Новогрудском, проведён мониторинг заболеваний за последние три  года, исследованы проблемы социального и нравственного характера.        В Новогрудском  районе основным источником загрязнения является транспорт.

          Из медицинских исследований за 2015 – 2016 г. следует, что общая заболеваемость держится на цифрах 15-20 %. Минимальное снижение заболеваемости обусловлено уменьшением острых  желудочно – кишечных инфекций, воздушно – капельных инфекций – за счет вакцинации против гриппа.

 

Социологические исследования 7

25  учащихся 12-13 лет указывают на то, что эта проблема не только социального, но и нравственного характера:

  • 13% учащихся не переживают по поводу пропуска уроков;
  • 8% - совершая что-либо, не
  • 18% - заявили о случаях, когда приходили на урок неподготовленными;
  • 5% - участвовали в драках;
  • 11% - пытались избежать общественных поручений;

  • 57% - не мучает совесть за то, что приходилось лгать;
  • 4% - не считаются с мнением взрослых;

        Как изменить существующее положение? Подавляющее большинство людей склонны перекладывать ответственность за свое здоровье на медицину, не желая изменить свое поведение, зачастую и проводящее к тем или иным заболеваниям. Но ведь поведение – это уже не только и не столько медицинская, но психолого-педагогическая проблема. Следовательно, решение этих вопросов ложиться, не в последнюю очередь, на плечи педагогов школы.

         Особенность нашей программы – эта совмещение важнейших сфер деятельности человека: «знать», «хотеть» и «уметь». Она охватывает всю имеющуюся у человека систему образов, объектов и явлений, относящихся к сфере здоровья и здорового образа жизни.

          Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоро­вья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Цели программы:

  • создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, способствующих физическому и нравственному оздоровлению учащихся, поддержанию уровня имеющегося здоровья, обеспечивающих формирование навыков здорового  образа жизни, безопасность жизнедеятельности, воспитание культуры здоровья; нейтрализующих и снижающих негативное действие внешних и внутренних средовых факторов
  • создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучаю­щихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
  • обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.  

Задачи программы:

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домаш­них заданий и режима дня;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения

школьников, использование технологий урока, сберегаю­щих здоровье учащихся;

  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания уча-

щихся;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

  • посещение научно-практических конференций, семина­ров, лекций по дан-

ной проблеме и применение полученных педагогами знаний на практике;

  • аккумулирование передового опыта и технологий формирования здоровьесберегающей среды и профилактика заболеваний;
  • распространение опыта работы в других учреждениях образования на основе взаимодействия

Функции различных категорий работников школы

1.Функции  медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;
  • выявление учащихся специальной медицинской  группы.

2.Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической  службы в школе.

3.Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками РОВД, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Участники программы:

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители
  •  Новогрудский зональный центр гигиены и  эпидемиологии
  • Новогрудская центральная районная больница:
  • ФАП аг Петревичи

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный :

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к  

вредным привычкам;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – опробационый:

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
  • выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап -  контрольно-обобщающий:

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;
  • коррекции деятельности.

Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной

гигиены, выполнение  правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

-  знание основ строения и

функционирования ор-

ганизма человека;

-  знание изменений в ор-

ганизме человека в

пубертатный период;

-  умение оценивать свое

физическое и   психическое состояние;

-  знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

-  поддержание физической формы;

-  телесно-мануальные на-выки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловксти;

-  гигиена умственного труда.

- стремление к самосовершенствованию,   саморазвитию и профессиональной пригодности  через физиче-ское  совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоро-вительных систем;

- умение поддерживать здо-ровый образ жизни,  ин-дивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать индивидуальный  образ жизни;

- гигиена умственного труда.

Ожидаемые конечные результаты программы

Учащиеся и выпускники школы

должны знать:

  1. Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
  2. О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
  3. о заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.

должны уметь:

  1. Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
  2. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
  3. Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
  4. Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
  5. Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
  6. иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
  7. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
  8. Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.

должны иметь:

  1. Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
  2. Потребность соблюдения правил личной гигиены.
  3. Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
  4. Навыки позитивного отношения к людям.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  • культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру   интеллектуальную   (способность   управ­лять   своими   мыслями   и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

  Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний педсовета школы;
  • посещение уроков, проводимых по ЗОЖ;
  • создание методической копилки опыта;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
  • контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • реабилитационную работу:
  • обязательное медицинское обследование;
  • мероприятия по очистке воды.

Просветительское  направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Социально-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование деятельности  социально педагогической службы школы для своевременной профилак­тики состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое  направление предполагает:

  • проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:
  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие медицинские технологии;
  • здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

Реализация основных направлений программы:

  1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

  1. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  2. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Применение разнообразных форм работы:

1.Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутки  для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей при школе с дневным  

пребыванием.

3.Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-  оздоровительной направленности;
  • спортивные и подвижные объединения по интересам :, волейбол , настольный теннис, легкая атлетика, шашки и шахматы,  танцы

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.