Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Выставка "Образование и карьера 2019"
Голосование
Что для вас шестой школьный день?
Всего 39 человек
Голосование
Чем чаще всего вы занимаетесь в свободное время?
Всего 122 человека
Голосование
Нравится ли Вам сайт?
Всего 285 человек

Заочное путешествие «ТАМ, ГДЕ БЫЛА ВОЙНА»

Дата: 15 декабря 2015 в 11:22, Обновлено 15 декабря 2015 в 12:51

“Мы, белорусы, мирные люди” — поется в Государственном гимне Республики Беларусь. Но не всегда белорусы наслажда­лись мирной жизнью. Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года сотни фашистских самолетов начали бомбить города и села нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

    Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по следам войны - «Там где была война».

       - Так как у нас была война, может мы не имеем права называть себя мирными людьми? (ответы)

         Все может родная земля: накормить хлебом, напоить, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли — это наша обязанность!

В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею мы с вами сильны!

К доске выходят дети с табличками.

 22 июня 1945 года на рассветенемцы напали на нашу страну.

Началась Великая Отечественная война.

Она была очень жестокой и про­должалась1418 дней и ночей

Закончилась война победой совет­ского народа 9 мая 1945 года.

(Таблички крепятся на доску под записью «Важные даты»)

Война. Назовите это слово одним существительным, двумя прилагательными, тремя глаголами. Лозунг … (Синквейн)

Ученики по строке читают отрывок из стихотворения А. Твардовского “Война”:

Война — жесточе нету слова,

Война — печальней нету слова,

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

  • Как поэт характеризует войну? Почему автор называет войну жестокой? печальной? святой?

Первая станция нашего путешествия Брестская крепость 

(Отмечаем звёздочкой на карте Республики Беларусь.)

Первыми удар врага приняли на себя пограничники Брестской крепости.

(На слайде демонстрируется изображение Брестской крепости)

      Фашисты рассчитывали быстро захватить крепость — за несколько часов. Вражеские самолеты бомбили ее безостановочно. Крепость превратилась в настоящее пекло — плавились даже камни. А воины безводы и еды, почти без боеприпасов и медикаментов продолжали сражаться. Оборона крепости  длилась 28 дней. Мужеством и героизмом  защитников восхищались даже немцы. На стене крепости сохранились слова, которые перед смертью писали воины: “Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!”, “Нас пятеро, умрем, но из

крепости не уйдем!” Родина не забыла своих героев. Брестская крепость была первым препятствием на пути захватчиков.

После войны Брестской крепости было присвоено звание “Крепость-герой” и открыт мемориальный комплекс.

Я Брест. Я стою обожжённый.

Я бьюсь за солдатскую честь.

И нету здесь, нету сражённых –

Здесь только убитые есть.

Фашисты стремились “подчинить себе весь мир. В оккупированных странах они установили так называемый “новый порядок”, который нес людям страдания и смерть.

Следующая станция нашего неувлекательного путешествия – Хатынь 

- Что вы знаете о Хатыни?

22 марта 1943 года в небольшую деревню Хатынь ворвались немцы. Они согнали всех жите­лей в сарай и подожгли его. Для 149 жителей Ха­тыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли и 75 детей. Выжить удалось только двоим детям— семилетнему Виктору Желобковичу и двенадцатилетнему Антону Барановскому, а также единственному взрослому — Иосифу Каминскому. Его сын умер у него на руках. Этот трагический момент был положен в основу созда­ния скульптуры «Непокоренный человек» (демон­стрируется слайд).

Много белорусских деревень уничтожили фашисты. В память о них на месте сожженной Хатыни создан мемориальный комплекс (демон­страция слайдов о Хатыни).

Но сломить волю нашего народа фашисты не смогли! Каждый день Великой Отечественной войны — это пример мужества и стойкости.

На войне сражались не только солдаты, но и дети. В партизанских отрядах Беларуси было 25 ООО детей и подростков. Они рисковали жизнью, были связными, разведчиками, добывали для партизан оружие, еду, одежду и обувь.

Следующая станция Минская область Держинский район Д. Станьково 

Здесь 29 октября 1929 года родился Марат Казей. Который погиб 11 мая 1944 года.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Следующая станция «Моя малая Родина»

Вскоре на борьбу с врагом поднялся весь народ. Повсеместно жители деревень и разрозненные группы бойцов объединились в партизанские отряды, которые взрывали склады с оружием, нападали на обозы, достав­ляющие продукты для немецких солдат, разбирали железнодорожные пути, чтобы фашисты не могли подвезти на фронт оружие и пополнить силы новыми солдатами.

Жители нашей деревни Петревичи и близлежащих деревень не оставались в стороне.

У нас действовал партизанский отряд.

    

- Кого из ветеранов войны вы знаете?

(Сообщение о В. Волчецком)

- Почему наш народ победил врага?

Допишите пословицы

Тот герой, кто за... (Родину горой).

Для Родины своей ни сил, ни ...(жизни нежапей).

Родина — мать, умей за... (нее постоять).

Нет в мире краше... (Родины нашей).

Родину-мать умей... (защищать).

  1. Какие еще пословицы о Родине вы знаете?

        - С первого до последнего дня войны наши люди совершали подвиги в борьбе с фашистами.  Больше двух миллионов жителей Беларуси погибло в годы Великой Отечественной войны.

Почтим их память минутой молчания. (Проводится минута молчания.) Если почтить память каждого погибшего минутой молчания, то придется мол­чать четыре года.

Мы не должны забывать о ветеранах Великой Отечественной войны, ведь все меньше остается тех, кто сражался за нашу Родину.

       

Ученики по строфе читают стихотворение П. Крученюка “Глянь на живых”:

Глянь на живых, пока они живые...

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых. Запомни их награды,

Медали их и славы ордена.

И помни: ничего-то им не надо —

Была бы вечно счастлива страна.

Глянь на живых. Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне сниться им порой

Они грустят, они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой.

А сколько тех, чьи очи отглядели,

Чьи души отлюбили навсегда!

Они ушли в созвездия, в метели,

В цветы, что украшают города.

Они ушли и стали пылью пашен,

Что улеглась в накрапах грозовых...

Они живут!

Они — дыханье наше,

Они  —  сердца оставшихся в живых.

И помни ты, живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры Непобедимы,

Покамест память павшего с тобой!

- Говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор рабо­тают поисковые отряды на местах сражений. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неиз­вестных бойцов.

Наши деды и прадеды победили грозного врага, заново отстроили города и села, засеяли поля. Благодаря им мы сегодня живем под мир­ным небом. Это их подарок нам. А как мы можем отблагодарить их? (Высказывания детей.)

Я пред­лагаю написать письмо ветеранам, в котором ска­зать спасибо за Победу. Но это будет необычное письмо!

Написал я то, что надо,

А увижусь — доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный.

Этот угол я загну,

Чтоб с победою и славой

 Мы окончили войну.

Я сложу края второго.

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

 И назвать тебя своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки

Фронтовое письмецо.

Б. Лихарев

Демонстрируется слайд со схемой. Ученики складывают письма-треугольники и пишут слова благодарности ветеранам.

Кто первым принял удар в Великой Оте­чественной войне?

Какая деревня была сожже­на вместе с жителями?

Когда отмечается День Победы?

Назовите пионеров-героев. 

Как вы можете выразить свое уважение и благодарность воинам, погиб­шим во время Великой Отечественной войны?

 Великая Отечественная война никогда не должна изгладиться из памяти людей. Помнить войну и тех, кто добыл Победу, — значит бороться за мир.

Войны я не видел, но знаю,Как трудно народу пришлось!

И голод, и холод, и ужас—Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!Мы дружной семьей быть должны!

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.